Дайвинг в Приморском крае. Персональный сайт Неупокоева Игоря.

Дайвинг в Приморье: Владивосток, бухты Витязь и Троицы, мыс Гамова.

Береговая артиллерийская батарея на мысе Гамова.

Главная страница Обучение подводному плаванию Водолазное снаряжение Мои фотографии Флора и фауна морей Кулинарный дайвинг Гостевая книга Ссылки

Дайвинг в Приморье

Береговая артиллерийская батарея на мысе Гамова
ПутЁвые заметки
Бухта Витязь: лучшие места для дайвинга. Карта, масштаб 1:100000
Мыс Гамова: лучшие места для дайвинга. Карта, масштаб 1:100000
Карта островов Римского-Корсакова. Масштаб 1:100000
Карта бухт Бойсмана и Баклан. Масштаб 1:100000
Карта острова Фуругельма. Масштаб 1:50000
Карта бухты Троицы. Масштаб 1:50000
База отдыха-водолазный центр
Мыс Гамова. Береговая артиллерийская батарея

Мыс Гамова. Береговая артиллерийская батарея

Мыс Гамова. Береговая артиллерийская батарея

Как пилили пушки смотри здесь и здесь.

180-мм береговые артиллерийские батареи на защите морских подступов к Владивостоку в 1932 – 1945 гг.
Часть 2. Башенные батареи
В. И. Калинин, С. А. Воробьев, А. В. Стехов, Ю. В. Иванов
Военно-исторический клуб "Владивостокская крепость", г. Владивосток, Россия

ИСТОРИЯ ПОСТРОЙКИ И БОЕВОЙ СЛУЖБЫ

К 1935 году, когда был завершен первый план вооружения береговой обороны на Дальнем Востоке, советская промышленность начала осваивать выпуск совершенно новых образцов артиллерийской техники. В частности, Ленинрадский Металлический завод возобновил выпуск башенных артиллерийских установок и первой из них стала 180-мм двухорудийная береговая башенная артиллерийская установка МБ-2-180 для которой, как и в открытой установке МО-1-180, использовали пушку Б-1-П. Техническое задание на проектирование башенной установки Ленинградский Металлический завод получил 16 мая 1931 года. Проектированием башенных установок руководили инженеры А. А. Флоренский и Н. В. Богданов. К ноябрю 1932 года был разработан проект, а в декабре 1935 года первая башня прошла заводские испытания. В башенных установках МБ-2-180 на вращающемся столе башни размещались две 180 мм раздельные качающиеся части, аналогичные открытым установкам. Башня опиралась на жесткий барабан, установленный на бетонном основании. Угол заряжания был постоянный – 15 град., для заряжания применялся пневматический досылатель. Снаряды и заряды подавались на линию заряжания механическим элеватором. Тактико-технические характеристики башенных установок представлены в таблице 1.

Таблица 1. Тактико-технические характеристики 180-мм башенной артиллерийской установки МБ-2-180

Калибр мм 180
Вес снаряда кг 97,5
Вес заряда кг 37,5
Начальная скорость м/с 920
Длина ствола орудия кал. 57
Угол возвышения град -1,5 +50
Макс. дальность стрельбы каб./м 203/37169
Угол поворота град. 360
Угол заряжания град. 15
Расчет чел. 55
Подача Механическая
Заряжание Механическое
Общий вес установки т 357
Высота башни от нижнего штыря до верха башни мм 9220
Расстояние между осями орудий мм 1800
Толщина брони
Качающиеся плиты мм 38
Лобовые плиты мм 203
Задние плиты мм 203
Боковые плиты мм 203
Крыша мм 152
Кирасса мм 203
Вес вращающихся частей т 278,5

Таким образом, появилась возможность использовать для усиления береговой обороны Владивостока башенные артиллерийские установки, боевая устойчивость которых в условиях применения новых средств борьбы, таких как авиация и химическое оружие, была значительно выше, чем у орудий, установленных в открытых двориках. В июле – августе 1938 года произошли крупные бои с частями японской армии в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая и Кореи. Вторгшиеся в ходе этих боев на советскую территорию японские войска были вытеснены за ее пределы с очень большими усилиями. Во время этого локального конфликта выявилось важное значение морской коммуникации между Владивостоком и Посьетом, по которой осуществлялось снабжение войск. Маршал В. К. Блюхер вскоре после этих событий был отозван в Москву, арестован и погиб во время пыток при допросах, однако его идеи об усилении обороны флангов оставлены не были. Вскоре после завершения боев командарм 2-го ранга Г. М. Штерн (расстрелян в октябре 1941 г.), назначенный командующим 1-й армией, расквартированной в южной части Приморья, провел во Владивостоке экстренное совещание с командованием Тихоокеанского флота. Было принято решение построить береговые батареи для защиты побережья в районе залива Посьет, а также разместить там достаточное количество сухопутных войск. В составе Владивостокского укрепленного района формировался Посьетский укрепленный сектор, переименованный вскоре в Хасанский укрепленный сектор. Также решили усилить оборону Сучанского укрепленного района. Впоследствии, уже в мае 1940 года в ходе реорганизации оборонительной системы Владивостока была сформирована Береговая оборона Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота "Владивосток" в составе Хасанского, Владивостокского, Шкотовского и Сучанского секторов Береговой обороны (комендант комбриг И. В. Малаховский). В июне 1940 г., в соответствии с директивой Главного морского штаба за № 16730СС от 21 мая 1940 г., Военный Совет Тихоокеанского флота приказал коменданту Береговой обороны Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота "Владивосток" генерал-майору И. В. Малаховскому и начальнику Инженерного отдела Тихоокеанского флота военному инженеру 2-го ранга Н. С. Бродецкому назначить комиссию для производства посадки всех сооружений 180-мм башенной береговой артиллерийской батареи на м. Гамова в Хасанском секторе Береговой обороны. Работу предписывалось закончить к 5 июля 1940 г. Позиция была выбрана на высокой террассе над м. Гамова, высота над уровнем моря для первой башни составила 288,91 м, для второй башни – 286,29 м, а для командного поста – 221,62 м. Таким образом, командный пост батареи размещался ниже уровня огневой позиции. Это было связано с тем, что огневая позиция значительно чаще закрывалась туманом, чем расположенный более низко командный пост.
Тем не менее, в 1940 году приступить к строительству новых башенных батарей так и не удалось из-за нехватки финансовых средств и артиллерийской техники. Дело в том, что после происшедшего вскоре после начала второй мировой войны "добровольного" присоединения Прибалтийских государств к Советскому Союзу возникла срочная необходимость постройки 180-мм башенных береговых батарей на Моонзундских островах для создания надежной береговой обороны восточной части Балтийского моря. Первоначально в этом районе хотели возвести четыре 180-мм башенные батареи, но из-за нехватки башенных установок их число сократили до трех, а вместо одной башенной батареи построили открытую в кольцевых железобетонных жвориках. В результате, к строительству 180-мм башенной батареи на м. Гамова, получившей № 220, смогли приступить лишь в июне 1941 года, буквально за несколько дней до нападения Германии на Советский Союз. Батарею строили по упрощенному проекту без потерн. Соответственно, силовые кабеля и линии связи пришлось уложить в траншеях. Саму силовую станцию возвели в облегченном варианте. В августе 1942 года основные строительные работы на башенных блоках были завершены. В октябре 1942 года батарея № 220 вошла в число действующих. Поскольку командный пост батареи был закончен постройкой значительно позже, то приборы управления огнем, в том числе и трансформатор азимута-дистанции, пришлось расположить в подбашенном отделении первой башни. Таким образом, в командном посту образовались свободные помещения, которые частично использовали для размещения наблюдательного пункта коменданта Хасанского сектора Береговой обороны. Доделку башенных блоков и силовой станции завершили лишь в 1943 году, кроме того, в 1943 г. в стороне от огневой позиции построили два бутобетонных погреба для дополнительного боезапаса. Длительная оборона Хасанского района, протянувшегося узкой полосой между морем и государственной границей, была бы крайне затруднительна и потребовала бы слишком большого напряжения сил и средств. Его безусловное удержание имело смысл лишь в случае подготовки здесь плацдарма для наступления вдоль побережья Северной Кореи. Задачей Хасанского сектора Береговой обороны, в этом случае, было бы обеспечение прикрытия сосредоточения соответствующей наступательной группировки от упреждающего удара противника со стороны моря. Крайне напряженная военная обстановка во второй половине 1942 – первой половине 1943 гг. требовала готовиться и к сугубо оборонительному образу действий на Дальнем Востоке, для чего, безусловно, потребовалось бы отвести войска из Хасанского района к северу, на долговременную линию обороны Барабашского укрепленного района по реке Монгугай, подготовленную еще в 1932 – 1933 гг. Действительно, расположение 180-мм башенной батареи № 220 в Хасанском секторе Береговой обороны, в относительной близости от государственной границы, создавало непосредственную угрозу для захвата ее и других важнейших батарей сектора, расположенных в районе п-ова Гамова, с суши. С целью не допустить такого развития событий в 1942 – 1943 гг. был построен сухопутный оборонительный рубеж Хасанского сектора Береговой обороны, протянувшийся от б. Троица до м. Льва поперек полуострова по долине реки Улунчи. Под прикрытием этого рубежа предполагалось, в случае необходимости, даже произвести эвакуацию артиллерийской техники. Соответствующие расчеты показали, что при поочередной работе крана на обоих башнях для полного демонтажа основных конструкций потребовалось бы 55 рабочих дней. Опыт боевых действий на советско-германском фронте показал, насколько важно заблаговременно подготовить уничтожение объектов береговой артиллерии при отступлении, в случае невозможности эвакуировать материальную часть. Так, в августе 1941 года при оставлении Таллина (Главной базы Балтийского Флота) 305-мм башенная батарея № 334 на о. Аэгна (Вульф) была подорвана настолько неудачно, что одно из ее четырех орудий сохранило боеспособность, а три остальных вполне подлежали ремонту. В результате, немцы включили захваченную батарею в состав своего военно-морского флота, а в 1943 г. противооткатные устройства ее орудий использовали при ремонте аналогичных орудий знаменитой батареи "Мирус" на о. Гернси в проливе Ла-Манш. Чтобы избежать подобных случаев, на всех батареях Хасанского сектора, на основании директивных указаний Инженерного Управления ВМФ № 1521105, а также Коменданта БО ГВМБ ТОФ № 0534 от 26 марта 1943 г., заблаговременно сформировали специальные команды подрывников из числа личного состава батарей. На 180-мм башенной батарее № 220 в число такой команды вошло семь человек. В годы второй мировой войны большое значение придавалось маскировке владивостокских 180-мм башенных батарей. Так, на батарее № 220 впереди от огневой позиции и в 1050 м от нее оборудовали ложную огневую позицию, которая должна была создать у воздушного наблюдателя впечатление настоящей башенной батареи и отвлечь его внимание от настоящей позиции. Были построены два деревянных макета башен, которые могли проворачиваться усилиями 12 человек. Имитация выстрелов проводилась путем подрыва взрывпакетов. К башням и ложному командному посту подвели дорогу, хорошо просматривающуюся с воздуха. Аналогичную ложную батарею построили и на о. Аскольд с целью маскировки огневой позиции 180-мм башенной батареи № 26. К 1945 г. на 180-мм башенных батареях № 26 и 220, а также на открытой батарее № 110 установили радиолокационные станции орудийной наводки. (Перечень № 20 Органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Тихоокеанского флота и Северо-Тихоокеанской флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Москва, 1960.) В годы второй мировой войны батареей № 220 командовал капитан Поляков, а батареей № 26 – капитан Галич В 1961 году батарея № 110 на м. Поворотный была расформирована, а ее орудия демонтированы. Башенные батареи оставались в строю значительно дольше и прошли несколько модернизаций. Неоднократно обновлялась радиолокационная техника, а в 1971 - 1973 гг. во время капитального ремонта на батарее № 26 заменили приборы управления стрельбой "Баррикады" на приборы управления стрельбой "Москва ЦН". Лейнеры с мелкой нарезкой, первоначально использовавшиеся в орудийных стволах этой батареи, заменили на лейнеры с глубокой нарезкой, также заменили опорные шары башен и все электрооборудование. Батарея № 220 столь глубокой реконструкции не подвергалась, поскольку ее артиллерийские установки были изготовлены позднее и имели меньшую степень износа, а стволы башен изначально имели лейнеры НИИ-13 с глубокой нарезкой. В 1957 – 1958 гг. во время капитального ремонта пневматические досылатели в ее башнях в заменили цепными. На батарее также неоднократно меняли различные элементы электрооборудования.

ОПИСАНИЕ БАТАРЕЙ

180-мм башенная береговая артиллерийская батарея № 220 Объекты батареи размещались на высокой террассе над м. Гамова на высотах 221,62 – 288,91 м над уровнем моря. Позиция была открытой, а сектор стрельбы по морским целям составлял 208о. Основным тактическим назначением батареи являлся контроль над входом в залив Посьета, а также подступов к западному побережью залива Петра Великого от м. Гамова до м. Брюса с целью недопущения высадки морского десанта противника. Другой задачей батареи было обеспечение правого фланга минно-артиллерийской позиции, закрывающей подступы к Владивостоку. На огневой позиции батареи располагаются два двухэтажных железобетонных башенных блока, в которых установлены 180-мм двухорудийные башенные артиллерийские установки. Расстояния между центрами башен составляет 346 м. Верхний этаж башенного блока находится на уровне снарядного погреба и перегрузочного отделения башенной установки. В нем располагались кубрик личного состава и помещение для командира башни, а также бытовые помещения и фильтровентиляционная установка. В блоке первой башни часть кубрика отгорожена для размещения там приборов управления огнем поста центральной наводки. В нижнем этаже блока располагаются зарядные погреба, а также помещение термостатов, компрессорная станция и калориферное отделение. Вход в башенный блок закрывался броневой дверью и защищался прямым сквозником к выходам из которого были пристроены крытые ходы сообщения, выполненные из бутобетона и имеющие легкие железобетонные покрытия. Верхним "этажом" башенной установки является боевое отделение, т. е. собственно башня, имеющая толщину вертикальной брони 203 мм, а горизонтальной (крыша) - 152 мм. В боевом отделении помещаются орудия со станками. Нижней частью башни является рабочее отделение, которое вращается вместе с башней на шаровом погоне, установленном на так называемом жестком барабане –двойном стальном цилиндре, вмурованным в железобетонный массив башенного блока и разделенном вертикальными переборками на 18 отсеков, 17 из которых оборудованы стеллажами для хранения снарядов. В рабочем отделении находятся механизмы вертикального и горизонтального наведения. Ниже рабочего отделения расположено цилиндрическое перегрузочное отделение, являющееся верхней частью т.н. подачной трубы, также вращающейся вместе с башней и размещенное внутри жесткого барабана. В перегрузочном отделении размещены механизмы подачи, а также происходит загрузка боезапаса в верхние зарядники – поднимающиеся к орудиям с помощью лебедок тележки. В перегрузочное отделение снаряды подавались сбоку. Под перегрузочным отделением находится нижний цилиндр или центрирующий штыр. Внутри нижнего цилиндра проходили электрические провода и трубы подачи сжатого воздуха. Снаружи к нижнему цилиндру прикреплена кольцевая площадка, вращающаяся вместе с ним, на которой установлены столики для приема зарядов из подбашенного отделения – помещения в нижней части бетонного массива между кольцевой стеной зарядного погреба, разделенного на четыре отсека и нижним цилиндром.


Главная страница Обучение подводному плаванию Водолазное снаряжение Мои фотографии Флора и фауна морей Кулинарный дайвинг Гостевая книга Ссылки

Как со мной связаться: E-mail: japsea@mail.ru  ICQ: 268-917-696



Hosted by uCoz