Дайвинг в Приморском крае. Персональный сайт Неупокоева Игоря.

Обучение подводному плаванию.

Главная страница Дайвинг в Приморье Водолазное снаряжение Мои фотографии Флора и фауна морей Кулинарный дайвинг Гостевая книга Ссылки

Обучение подводному плаванию

Обучение подводному плаванию. Водолазный центр Владскуба
Водолазные сигналы
Водолазные флаги
Декомпрессионные таблицы
Правила таблиц NAUI
Сертификационные агентства
Шкала для визуальной оценки силы ветра
Таблица видимости под водой
Единая оценка волнения на морях, озерах и крупных водохранилищах

Водолазный костюм Клингера
1803 год

Колокол Галлея
1690 год

Система подачи воздуха Рукейлора
1866 год

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ


Мой новый сайт Дайвинг и отдых в Приморском крае.
Первые погружения
Стремление человека опуститься в глубины моря в военных и спасательных целях, для охоты и отдыха восходит к глубокой древности. Невозможно определить точно, когда произошло первое погружение. Историки полагают, что это случилось примерно за пять тысяч лет до рождества Христова. Быть может, самое первое изображение плывущего под водой человека запечатлено на ассирийском рельефе, относящемся к 885 году до нашей эры. Достоверное описание подводного плавания можно найти в трудах греческого историка Геродота, рассказавшего о ныряльщике Сциллии, находившемся на службе по спасению затонувших сокровищ у персидского царя Ксеркса в V веке до нашей эры. Самые ранние погружения под воду осуществлялись в военных целях. Александр Македонский использовал ныряльщиков для устранения препятствий, образованных затонувшими предметами в порту города Тира, который он взял штурмом после осады порта в 332 году до нашей эры. Утверждают, что великий полководец сам опускался под воду и наблюдал, как работают эти ныряльщики. Документально установлено, что в первом столетии до нашей эры в крупных портах Восточного Средиземноморья существовала «служба» по подъему грузов с затонувших кораблей. Она была хорошо организована и имела утвержденную в законодательном порядке тарифную сетку ныряльщиков, согласно которой оплата начислялась в соответствии с глубиной погружения. Техника погружения заключалась в задержке дыхания перед погружением в воду.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ПОГРУЖЕНИЙ

Ныряльщики всегда мечтали увеличить время пребывания под водой, ограниченное возможностями легких человека. Для этого использовались тростниковые трубочки, длина которых определяла глубину погружения. Полые тростники применялись, например, в военном деле, особенно Ассирийский фриз, на котором, как полагают, изображен пловец, дышащий воздухом из кожаного бурдюка в тех случаях, когда солдаты должны были незаметно переправиться через реку. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что предпринимались попытки использовать длинные трубки, к концу которых крепился кожаный шлем — прообраз современного водолазного шлема, позволявший ныряльщику свободно дышать. Однако маловероятно, чтобы ныряльщики в древности могли справиться с возникающим на глубине давлением, потому что уже на глубине 0,3 метра давление на грудь ныряльщика так велико, что препятствует нормальному дыханию. В XVI и XVII веках многие изобретатели стремились сконструировать аппараты, которые позволили бы ныряльщикам свободно дышать под водой. Публиковались рисунки различных конструкций, к сожалению, достаточно несовершенных, и мечта о долгом пребывании под водой оставалась всего лишь мечтой. В XVI веке был изобретен первый известный деревянный водолазный колокол с открытыми краями. Его утяжеляли, подвешивали и вертикально опускали в воду, тем самым захватывая воздух по всей окружности. Таким образом у ныряльщика, находившегося внутри, появлялся запас сжатого воздуха, и он мог, задержав дыхание, выходить из-под колокола в воду. Первое упоминание о водолазном колоколе относится к 1531 году, и с этого времени он стал использоваться-постоянно. В 1690 году английский астроном Эдмунд Галлей построил более совершенный водолазный колокол, подсоединив к нему шланги подачи воздуха от небольших водолазных колоколов (перевернутых «ведер» со свежим воздухом), опущенных перед основным колоколом. Как только ведро оказывалось на дне, его клапан открывался и благодаря высокому давлению свежий воздух поступал в основной водолазный колокол, пополняя его запас. Колокол имел также отверстия для удаления выдыхаемого воздуха. Галлей и его четыре помощника продемонстрировали эффективность изобретения, пробыв в Темзе полтора часа на глубине 18 метров. В 1715 году другой англичанин, Джон Лет-бридж, изобрел «ныряльную машину» — прототип современного жесткого водолазного скафандра. Человек находился внутри металлического цилиндра с крышкой, оборудованного стеклянным иллюминатором для обзора и двумя отверстиями для рук с герметичными манжетами, позволявшими работать под водой. Аппарат доставлялся на место на корабле и спускался с него, как и водолазный колокол. С его помощью Летбридж успешно осуществил подъем разных предметов с затонувших кораблей. В 1749 году он написал письмо в популярный журнал, в котором сообщил, что глубина его рабочего погружения составляла 18 метров и что на такой глубине он мог оставаться 34 минуты. Однако при этом в конструкции аппарата не были преодолены недостатки водолазного колокола — отсутствовали маневренность и постоянная подача свежего воздуха. Подъем имущества с затонувших кораблей был доходным делом, нуждавшимся в новых изобретениях водолазного снаряжения. Августу Зибе приписывают изобретение первого водолазного костюма, но он был лишь одним из нескольких изобретателей того времени, проводивших подобные эксперименты. Братья Джон и Чарльз Дины, активно занимавшиеся подъемом грузов с затонувших кораблей, получили в 1823 году патенты на «дымовой аппарат», предназначавшийся для использования пожарными. Через пять лет на его основе они изобрели «патентованное водолазное облачение Дина», которое состояло из тяжелого костюма для защиты от холодной воды и освинцованного шлема с иллюминаторами для наблюдения, прикрепленного на плечах водолаза и подсоединенного через шланг к источнику воздуха на поверхности. Выдыхаемый воздух выходил через край шлема и не создавал никаких проблем, пока водолаз находился в вертикальном положении. Угроза жизни водолаза возникала при его падении, так как в этом случае шлем быстро наполнялся водой. Зибе усовершенствовал их изобретение, герметично соединив шлем с костюмом, доходившим до пояса. Такая конструкция была гораздо безопаснее, она не только позволяла выдыхаемому воздуху выходить наружу через край водолазного костюма, но и предотвращала попадание воды в шлем, когда водолаз терял равновесие. В 1840 году Зибе изобрел выпускной клапан, благодаря которому появился полномерный водолазный костюм, известный как «усовершенствованный водолазный костюм Зибе» и ставший предшественником современного глубоководного водолазного костюма с подачей воздуха с поверхности. Хотя в это время разрабатывался и другой аппарат, именно костюм Зибе был утвержден для использования Королевскими саперными войсками в работах по удалению обломков военного корабля «Ройал Джордж», препятствовавших якорной стоянке у входа в порт города Портсмута в Англии. Водолазный костюм Зибе получил благодаря этому хорошую рекламу. Более того, командующий операцией полковник Уильям Пейсли рекомендовал использовать костюм Зибе во всех дальнейших подводных работах. Очень быстро снаряжение Августа Зибе нашло широкое применение на всех флотах мира. Интересно отметить, что официальный правительственный историк, протоколировавший подъем ценностей с затонувшего корабля «Ройал Джордж» и удаление его обломков, обратил внимание на жалобы водолазов, работавших в 6—7-часовых сменах на глубине до 20 метров, на «ревматизм и холод». Но никто в то время не подозревал, что это симптомы водолазной болезни, о которой станет известно несколько лет спустя. Это была декомпрессионная, или кессонная, болезнь.

ИЗОБРЕТЕНИЕ АКВАЛАНГА

В то время, когда существовало сильное желание перерезать «пуповину», осуществлявшую подачу воздуха с поверхности, и дать водолазу полную свободу, еще не была разработана технология производства автономного аппарата для дыхания под водой (Self-contained underwater breathing apparatus - СКУБА). Перед изобретателями стояли три проблемы. Во-первых, не был известен способ приводить воздух в сжатое состояние, чтобы водолаз имел возможность находиться под водой и пользоваться им хотя бы короткое время. Во-вторых, не производились еще легкие и прочные при растяжении металлы для изготовления портативного баллона, который водолаз мог бы взять с собой. И, наконец, не знали, как уменьшить давление воздуха, находящегося в баллоне, до необходимого уровня. Прошло еще некоторое время, пока человек не придумал способ автономного передвижения под водой. Мечты стали реальностью с изобретением акваланга. В течение нескольких лет было разработано три его основных вида: с замкнутой, полузамкнутой и открытой схемами дыхания. Интересно проследить краткую историю создания акваланга. Изобретение составных частей аппарата дыхания под водой происходило не одномоментно.
Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован в 1866 году Бенуа Рукейролем. Позже регулятор был приспособлен к использованию в акваланге. В 1878 году X. А. Флеусс изобрел первый удачный подводный аппарат с замкнутой схемой дыхания, использующий чистый кислород. Однако вскоре у водолазов возникли новые проблемы, так как в то время не было известно, что чистый кислород, вдыхаемый под давлением, становится токсичным на глубине более 20 метров и время его вдыхания должно быть ограничено. Когда началась первая мировая война, был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 кгс/см2. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флеусса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании. Офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру несколькими десятилетиями позже удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Аппарат Ле Приера улучшил Жорж Комейнтес. Вместо одного баллона для сжатого воздуха он поставил два. Но все же аппарат оставался несовершенным. Несмотря на недостатки в применении и риск кислородного отравления, наибольшей популярностью пользовались акваланги с замкнутой схемой дыхания. Во время второй мировой войны они использовались всеми воюющими сторонами. В это же время два француза, морской офицер и инженер, работали над изобретением аппарата с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе. Это были капитан Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян. Работая в сложных условиях оккупированной немцами Франции, в 1943 году они изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом, который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий. После войны акваланг получил широкое распространение. Удобство в обращении и легкость, которые обеспечивает акваланг, привели к тому, что подводное плавание стало отдыхом и получило признание во всем мире. Акваланг позволил также морским биологам, геологам, археологам и целому ряду других ученых исследовать и открывать многие тайны моря.
Алан Маунтин. "Подводное плавание. Руководство"

Главная страница Дайвинг в Приморье Водолазное снаряжение Мои фотографии Флора и фауна морей Кулинарный дайвинг Гостевая книга Ссылки

Как со мной связаться: E-mail: japsea@mail.ru  ICQ: 268-917-696


Hosted by uCoz